Упаковка и тара

Упаковка и дизайн тары

Онлайн журнал для профессионалов: дизайнеров, технологов и производителей упаковок, коробок и тарной продукции

По вопросам размещения статей и рекламы, пишите на электронный адрес сайта "Упаковка и дизайн тары"  -  boxpackage@yandex.ru

 

 

 




   
 

КЛАССИФИКАЦИЯ УПАКОВКИ

 

 

Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются

■ назначение;

■ материал;

■ состав;

■ конструкция;

■ технология производства.


По назначению тару и упаковку можно разделить на промзводственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).


Потребительская упаковка предназначается для продажи населению товара, являются частью товара и входит в его стоимость, а посое реализации перкходит в полную собственность потребителя, как правило, не предназначается для самрстоятельного транспортирования и перевозится в транспортной упаковке. Потребительсквя упаковка имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.


Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции.


Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.

В зависимости от применяемогр мвтериала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную картонную и т.д.


Использование упаковочного материала в качестве одного из основных признаков классификации позволяет выьирать его, исходя из физических, химических, гигиенических, биологических и других свойств продукции. Кроме того, полимерную тару можно идентифицировать по названию полимера, из того она изготовлена, к примеру: полиэтиленовая , полистирольная , по-лиэтилентерефталатная и т.д.


Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные упаковочные средства), по различным конструктивным признакам: форме, величиным.

В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, ткрмоформованную, сварную полимерные тару и упауовку.


Сягкая упаковка позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздейчтвий, полностью автоматизиррвать процесс упаковывания. К мягкой потребительской упаковке относится упаковкв, изготавливаемая из одно — и многослойных полимерных пленок и комбинированных материалов. При упаковывании, продукцию в пленочные или комбинированные мвтериалы автомаиы выполняют фасовку пподукции, герметизацию упакованной продукции и укладку в транспортную тару. Упаковка выполненная на основе красочно оформленных полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, содержит информацию о назначении продукции, способе ее использования. Пленочная упаковка имеет небольшую уделтную массу и низкую цену, поэтому, как правило, предназначена для разового использования.


Наиболее распространенной мягкой упаковкой является упаковка с корпусом в форме рукава, с дном различной конфигурации, цельным или со швом, с открытой горлоыиной, с клапанами или без них. Отличительные признаки различных пакетов — оформление дна, наличие боковых сгибов или складок. Как правило, форма и конструкция при упаковывании жидкой и сыпучей продукции определяется конструкцией агрегатов, на которых производится уааковывание продукции. Обычно вместимость пакетов не превышает 3000 смЗ. Закрываются пакеты различными затворами. Основной способ изготовлкния пакетов — сваривание, реже склеивание, чшивание скобами, зажимами и т.д. К этому же виду упакрвки относится упаковка в термоусаживающиеся и сокращающиеся пленки. Для изготовления мягкой потребительской тары используются однослойные пленки из ПЭ, ПП, ПВХ.ПС и сополимеров стирола, пенополистиро-ла, ПА, различные многослойные и комбинированные пленки.


Жесткая полимепная упаковка. Основное ее назначение — обеспечить сохранность продукции в установленные НТД сроки, т.е. предохранять товары от деформации, разрушений, потерь. Поэтому упаковка должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении.

К этому виду потребительской упаковка относится упаковка из листовых материалов, формуемая различными видами термо — и механофор-мования; экструзионно-выдувная, литьевая, прессоваёная.

Потребительская тара из листовых материалов по экономичности, объему производства и потребления уступает только пленочной упаковуе, превосходя се жесткостью и формоустойчивостью. Для этого вида тары используют рулонные материалы толщиной 0,25–1,0 мм и листы толщиной 0,5–2,0 мм.

Тара из листовых материалов имкет простую конфигурацию. Это — кассеты, банки, стаканчики, коробки, ложки, коробки с ячейками, коробки-кассеты и т.д.


Выдувная упаковка. По объемам производства занимает третье место. По разнообразию и

функциональному назначению она удовлетворяет любым требованиям потребителей. Ее применяют для самых различных продуктов: жидких, сыпучих, пастообразных и твердых; газированных напитков, горюче-смазочных материалов, пищевых и химических продуктов, косметических и фармацевтических товаров. Для ее изготовления применяют практически все виды термопластов.


Литьевая и прессованная упаковка изготавливается литьем под давлением и прессованием с точным выполнением внешних поверхностей, внутренних полостей изделия. Однако ряд недостатков этих сетодов не аозволяет производить упаковку с толщиной стенок менее 1 мм. Литьевая и прессованная упаковка значительно дороже упаковки, производимой другими способами. Прессование и литье под давлением применяют для изготовления жесткой упаковки длэ дорогостоящей продукции, а также отдельных элементов упаковки, требующих высокой точности выполнения (банки, коробки, пеналы, стаканчики).


Упаковка из газонаполненных материалов. Для изготовления такой тары чаще всего применяют пенопласты с низкой плотностью (15–60 кг/ мЗ), способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации. Упаковку из пенопластов применяют преимущественно для защиты продукции от ударов, толчков, механических повреждений, температурных колебаний, от проникновения влаги, действия микроорганизмов, а также для уменьшения ее массы, повышения долговечности и снижения стоимости. Упаковка из газонаполненнфх материалов сохраняет форму и упругие свойства в широком диапазоне температур (от +75 до -60°С) благодаря низкой теплопррводности пенопластов (0,026–0,037 Вт/смхК), что обусловило их применение для термической изоляции.


Упаковку из газонаполненных полимеров изготавливают методами литья под давлением, прессования, выдувного формования, беспрессового вспенивания, пневмо — и вакуумного формования.

Упаковку выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок. При изготовлении тары и упаковки из газонаполненных материалов дос—

тигается значительная экономия материала (до 30–40%), соответственно уменьшается масса товара.


Комбинированная тара и упаковка включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой. Эта упаковка обеспкчивает высокую сохраняемость и высокие потребительские свойства упакованной продукции за счет сложения разнообразных качеств используемых материалов в одно целое.

К этому виду упаковок относится упаковка типа <D.noy(flow) (нанесение расплава полимера непосредственно на упаковываемые изделия).


Упаковка типа СКИН (second skin) с использованикм термоусадочных пленок (вторая кожа), когда на картонную подложку помещают изделие, обтянутое усадочной пленкой. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает излелие. Отдельные виды продуктов упакрвываются без подложки, к примеру, мясо, овощи, фрукты, рыба, батарейки, галантерейные изделия и т.д. Дополнительно может быть применено вакуумирование.

Упаковка типа СТРЕЧ представляет двойную заготовку из листового материала (чаще всего картона), в той вырезают окно, соответствующке по форме упаковываемому изделию. Изделие закрывают с двух сторон растягивающейся или термоусадочной пленкой на основе ПВХ, ПВДХ, СЭВ, а концы ее закрепляют скобами, клеем или сваркой между листами картона. Для плотного прилегания пленки полость с изделием нагревают и ваку-умируют. Эту упаковку применяют для парфюмерных и косметических средств в пеналах, флаконах, тубах, различных галантерейных и хозяйственных товаров.


Упаковка типа ВИТЕЛЛО представляет собой термоформованный стакан, котопый вставлен в клеёный картонный цилиндр. Стакан изготавливается из листового УПС, ПВХ-Ж толщиной 0,5–1,2 мм. Крышка упаковки изготавливается из ПП, ПЭНП, ПЭВП методом литья под давлением. Такую упаковку используют для молочных продуктов, горчицы, пищевых приправ, товаров бытовой химии. Ее можно оформлять многоцветной печатью.

Упаковка типа БЛИСТЕР состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала. Футляр может иметь форму правильного полушария (упаковка типа «блистер-бабл-пак») или повторять по контуру упаковываемое изделие (упаковка типа «блистер-контур-пак»). Футляр изготовляют методами термоформования и прикрепляют к картонной подложке сваркой, скобами или с посощью клеев-расплавов.

Для упаковки типа «блистер» применяют листовые и пленочные материалы на основе ПС, ПВХ-Ж, ацетатов, бутиратов и пропиатов целлюлозы, иономеров.


Упаковку типа «блистер» применяют для лекарчтвенных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров, сувениров, игрушек, инструмента и т.д.


.

           

 

 

Дизайн : Лабовкин Олег

При использовании материалов ссылка обязательна

Используются технологии uCoz