Упаковка и тара

Упаковка и дизайн тары

Онлайн журнал для профессионалов: дизайнеров, технологов и производителей упаковок, коробок и тарной продукции

По вопросам размещения статей и рекламы, пишите на электронный адрес сайта "Упаковка и дизайн тары"  -  boxpackage@yandex.ru

 

 

 




   
 

МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТАРЫ

 

 

Металлы широко используются для производства тары. Ёа протяжении многих лет в развитых зарубежных странах тара из белой жести для расфасовки пищевых продуктов длительного хранения занимала первое место чреди других видов тары. Отличительными свойствами металлической тары являются высокая механическая прочность (особенно на сжатие), ударостойкость, устойчивость к воздействию внутреннего давления, хорошая сохраняемость многих товаров. Металлическая упаковка надежно предохраняет содержимое от воздействия света, газов, вощдуха, воды и других агрессивных факторов окружающей среды. Белая десть — прекрасный материал для печати и лакирования. В связи с тем, что себестоимость производства олова, используемогр для горячего лужения жести постоянно возрастает, белая жесть заменяется другими видами жести без покрытия оловом. Используется черная лакированная жесть, хромированная, алюминиевая, никелированная и лакированная. Одним из основных направлений замены белой жести являетсэ широкое применение алюминия и его сплавов (преимущественно с магнием и марганцем для повышения прочности). Высокие темпы роста производства алюминия, разнообразие видов тары и упаковки определяются рядом свойств, делающим этот металл незаменимым: во-первых, плотность алюминия почти в три раза меньше плотности жести; во-вторых, прекрасная формуемостт, пластичность и хорошая термостойкость; в-третьих, водо-, паро-, газо-, аромато — и жиронепрони-цаемость; в-четвертых, микробиологическая устойчивость; в-пятых, высокая светоотражательная способность; в-шестых, возможность комбинировать его с другими материалами. Рост применения алюминиевых материалов связан также с развитием асептического консервирования, увеличением выпуска замороженных пищевых продуктов, возрастающими требованиями к увеличению сроков хранения.


К основным видам упаковочных материалов и консервной тары из алюминиевого сплава относятся:

— жесткая алюминиевая тара для расфасовки консервированных продуктов (мясных, рыбных, плодоовощных, пива и др.);

— полужесткий упаковочный материал толщиной 0,02–0,11 мм;

— гибкий или мягкий упаковочный материал с использованием алюминиевой фольги.

При использовании металлической тары для упаковки продуктов питания длительного хранения (консервы) рекомендуется помнить о возможности миграции ионов металла в контактирующий продукт и, следовательно, в организм человека. Ионы металлов (олова, алюминия, меди, свинца и др.) представляют серьезную опасность для здоровья вследствие из способности накапливаться в определенных органах людей и животных, приводя к различного рода заболеваниям.


КОМБИНИРОВАННЫЕ И МНОГОСЛОЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА УПАКОВОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ


Многослойные и комбинированные материалы являются одним из видов композиционных материалов. Поэтому деление упаковочных материалов на многослойные и комбинированные условно. Термин «многослойные материалы» относится к группе материалов, состоящих только из слоев синтетических полимеров, в то время как в состав комбинированных материалов входят слои материалов различного типа (бумага, фольга, ткань). Комбинированные и многослойные материалы находят широкое применение в качестве упаковки. Это объясняется практически неограниченныси возможностями варьирования их свойств за счет:

— выбора состава композиционного материала;

— установления порядка чередования слоев;

— обеспечения необходимого уровня адгезионного взаимодействия между слоями;

— выбора оптимальной технологии и оборудования для получения конкретного материала.

Порядок чередования слоев, т.е. структура композиционного упаковочного материала, определяется его функциональным назначением. Внешний слой (субстрат) осуществляет защиту от внешнего воздействия, а также служит основой для нанесения красочной печати. Обычно это дву-хосноориентированные полиэфирные, полипропиленовые или полиамидные пленки, бумага, картон. Внутренний слой обеспечивает герметизацию упаковки. Чредний или внешний слой обеспечивабт барьерные свойства. Монолитность композиционного упаковочного материала достигается за счет адгезии.


Среди двухслойных пленок наибольшее распространение при упаковывании пищевых продуктов получил материал целлофан-полиэтилен. Это один из старейших материалов этой подгруппы. Материал широко известен под фир-менными названиями: «вискотен», «метатен», «целотен», «цел-логлас-РЕ», «ламитен» и др., а в отечественной практике ПЦ-2, ПЦ-4. Он сочетает в себе прочность и газонепроницаемость целлофана с па-ронепроницаемостью, водостойкостью и способностью к термической сварке ПЭ.


Двухслойный материал пооиэфир (лавсан) -полиэтилен выпускается отечественной промышленностью под названиями ЛП-1, ПНЛ, СП-2. В зарубежной практике он известен под фирменными названиями: «майлар-РЕ», «хостафан-РЕ», «иерфан-РЕ», «майлотен», «скотчпак», «экструэстер» и др. Пленки этого типа имеют ряд преимуществ перед целлофан-полиэтиленом. Они прочнее, адгезионная прочность их выше, они влагоустой-чивы, пригодны для эксплуатации в широком температурном интерввле (от -70° до 100 С), а при использовании ПЭНД в качестве внутреннего слоя даже до 120 °С.


Двухслойный материал полиамид-аолиэтилен («алкорон», «комбитен», «экструамид»). В отечественной практике используется для изготовления пленок, пригодных для упаковывания пищевых продуктов в вакууме.

Другие пленки на основе полиамида, к примеру, полиамид-полипропилен выдерживают нагревание до 135°С, трехслойные пленки ПЭ-ПА-ПЭ могут подвергаться глубокой вытяжке до 180 мм при толщине исходного материала до 300 мкм, использование АВДХ в каяестве промежуточного (барьерного) слоя в трехслойном материале ПА-ВДВХ-ПЭ позволяет получать упаковочную пленку с повышенными защитными свойствами.

В случаях, когда необходимо получить упаковочный материвл с минимальной гаэо-, арома-топроницаемостью, но прозрачный, в состав упаковочного материала вводят ПЭТФ, сочетая 4–5 и даже болей компонентов, к примеру, ПЭЛАК-4 (ПЭНП-ПЭТФ-ПЭТФ-ПЭНП), ПОЛАК-4 (ПП-ПЭТФ-ПЭТФ-ПП).


К группе материалов на основе бумаги или картона относятся бумага и картон (плотностью от 40 до 500 г/м2) с полимерными покрытиями. Из полимеров чаще других используют ПЭ, сополимеры этилена с винилацетатом (типа ЭВА), сополимер ВХВД, полипропилен.


Комбинированный материал для упаковки молока и молочных продуктов на автоматах «Тет-ра-Брик» — бумага с нанесенной с одной стороны красочной печатью и покрытая с двух сторон ПЭ (ТУ 49–312–75).

Мвтериалы на основе алюминиевой фольги представляют собой пленки с высокими барьерныси свойствами, успешно конкурирующие с традиционными видами стеклянной и метвллической тары. В большинстве случаев на базе этих материалов изготавливают различные виды эластичной упаковки (пакеты), используя тонкую алюминиевую фольгу — 7–14 мкм.


Сегодня разработаны оригинальные комбинированные материалы на основе алюминиевой фольги:

• буфлен (бумага-фолтга-ПЭ) для упаковки сухих пищевых продуктов;

• лафолен (лавсан-фольга-полиолефины) в виде пакетов для упаковки пищевых продуктов, соков с последующей их стерилизацией;

• цефлен (целлофан-ПЭ-фольга-ПЭ) для упаковки продуктов сублимационной сушки на скоростных упаковочных автоматах;

• ламистер (лак-фольга-ПП) для изготовленмя тары холодным штампованием при упаковке продуктов, подвергающихся стерилизации и пастеризации.


В последнее время при конструировании многослойных упаковочных материалов применяют металлизацию полимерных пленок. Металлизация — процесс нанесения тончайших слоев металла (до 3 х 10–7 м) на поверхность пленочного материала в глубоком вакууме. При металлизации резко снижается газопроницаемость пленочных материалов, при незначительном расходе металла достигается непрозрачность упаковки, в том числе и для УФ-части спектра. Металлизированные пленки экономичнее алюминиевой фольги и имеют целый ряд технологических преимуществ: уменьшение массы пленочного материала, искоючение повреждений металлического слоя при изгибах материала. Кроме того, металлизацию используют и в качестве приема декорирования полимерных материалов.


КОРОБКА (BOX)


Для изготовления коробки полученный картонный лист должен пройти три стадии ее изготовления. По своим основным качества картон подразделяется приблизительно на шесть основных типов — от листов из низкосортной бумаги, изготовленной из бумажных отходов (макулатуры) до картона из отбеленной бумаги, полученной с использованием более сложных химических процессрв.


На первой стадии на лист картона тем или иным способом наносится цветная печать, чтобы получить важёые надписи и художественное оформление, определяемое клиентом. Печать _ не единственный способ нанесения графики на коробку; адекватными способами визуальной информации являются также нвклейки и тиснение. Наклейки предпочтительнее использовать в тех случаях, уогда качество листа не отвечает полиграфическим стандартам. Тиснение заключается в получении рельефного изображения рисунка матрицы на листе картона, помещенного между пуансоном и матрицей, и обычно используется для обозначения типа или класса.


Вторая стадия изготовления — это вырубная штамповка, в результате чего получается треьуемая контурная заготовка, основной элемент коробки на плоском листе. Штампом просекаются или бигуются также линии сгиба , а излигек материала идет в отходы.


Далее, заготовка проходит третью заключительёую стадию, на той выполняются последние перед сборкой операции. Это может быть вырубка (вырезание) смотровых проемов (окон) в панелях, нанесение клея, лаковых и иных покрытий, слоев, предназначенных для защиты картонного листа от вредного вощдействия среды, в той планируется его использовать. Эта среда может быть какой угодно: сырой, горячей, холодной, влажной, сухой или же подверженной вредному воздействию газа, УФ лучей, или жидкосией, а также влиянию многмх других факторов.

Проектируя картонаж, дизайнер должен постоянно иметт в виду, что требования к упаковке, бе—

зусловно, определяют самую суть дизайна, его стиль и выбор материала. В отличик от упаковки в общем понимании, назнвчением картонажа не обязательно является зашита содержимого, что дает возможносиь болтшей свободы выбора дизайна и формы коробки. Однако же, дизайн упауовки, для удобства во время перевозки должен предусматривать возможность ее укладки плашмя или так, чтобы обеспечить ее защиту. Если упаковка выпрлняет защитную функцию, дизайнеру необходичо учитывать характер продукта и, отсюда -требования, предъявляемые к упаковке. Хрупкий ли этот продукт или эио жидкость, твердый или газообразный? Будет ли она (упаковка) укладываться в штабели? Тяжелый ли это груз или легкий? Является ли упаковка в какой-то степени демонстрацией достоинств товара? Стоит ли полагаться ёа графику, как рекламу или же материал, цвет и фактура упаковки говорят сами ща себя? Весьма вероятно, что характер продукта определяет и способ, каким заполняется упаковка, а это в свою очередь влияет и на сам дизайн. Если коробуа заполняется вручную (что большей частью имеет место с блюдами быстрого изготовления), сборка ее должна быть простой и легкой. Если это механизированный способ заполнения,

дизайнеру необходимо понимать сущность процесса и пределы его возможностей. Требуется ли заклеивать уоробку или в ней предусмотрено запорное устройство (замок)? С какой скоростью изготавливаются и заполняются коробки? Заполняются ли они в специальном помещении?


МЕТАЛЛЫ ДЛЯ ПРОИЗЫОДСТВА ТАРЫ6


Опытный дизайнер скорее всего знает преимущества и недостатки одной конструкции в сравнении с другой и поэтому очень быстро придет к правильному решению (при выборе варианта дизайна). Правда, рекомендуется заметить, что для огромного большинства продуктов подходят однотипные, схожие решения. Проверенные и испытанные варианты их выбора (для конкретного дизайна), оформленные как официальные коды, приводятся в соответствующих справочниках, таких как Код FEFCO для конструкций из гофрированных материалов и брошюра ЕСМА (Европейская Ассоциация Производителей Картонажа) для дизайнеров картонной упаковки. Несмотря на то, что существует почти полностью стандартизированный свод типовых конструкций, в дизайн отдельного упаковочного изделия (коробки) могут вноситься различные изменения,чтобы приспособить его к конкретным целям упаковки. Часто это незначительные изменения в способе закрывания, в основании коробки или в способе сборки _ на клею или заправкой складывающихся боковин. Варианты последнего приводятся в следующей главе настоящего издаёия, однако они лишь указывают на то, что может выбрать дизайнер.


В перечне упаковочных изделий из фибрового картона неоьзя оьойти вниманием и коробки с гофром. Гофрированная коробка зачастую используется как вторичная упаковка, т.к. по защитным свойствам она превосходит картонный лист. Гоърированный лист состоит из слоя прокладочной бумаги закрепленной на гофрированном слое для усиления защиты и повышения жесткости. Число гофрированных слоев зввисит от степени необхолимой защиты упакованного продукта. Прочность гофрированного листа такова, что в настоящее время в некоторых случаях многослойный гофрированный картон испооьзуется при перевозках вместо деревянных грузовых поддонов.


.

           

 

 

Дизайн : Лабовкин Олег

При использовании материалов ссылка обязательна

Используются технологии uCoz